Лазаревская церковь


Лазаревская кладбищенская церковь Священство Лазаревской церкви

Из воспоминаний Филатовой Натальи Федоровны, дочери дьякона Лазаревской церкви Федора Филатова

В Государственном архиве Рязанской области имеется дело за 1795-1796 годы о переносе из села Канищева церкви на новоотведенное для кладбища место в городе Рязани. Речь в нем идет о кладбище и храме в честь воскресшего Лазаря. В документах указывалось, что в селе Канищево помещица вдова Наталья Михайловна дочь Хрущева взялась за строительство в селе нового храма, а старый "безденежно" отдает в Рязань на новоотведенное кладбище. Духовенство и горожане не только изъявили согласие, но и стали собирать средства для благоукрашения кладбищенского храма. В 1796 году храм был готов. Он был деревянным и, к сожалению, о нем не сохранилось почти никаких сведений. Со временем церковь обветшала до такой степени, что службы в ней совершать было невозможно, а надо было, так как храм-то - кладбищенский. Духовные власти пытались возобновить его, призывая к этому граждан нашего города. Но все до времени было тщетно, то есть до появления такой личности, как титулярный советник Максим Вукулович Ракшинский. Наши современники мало что знают о нем, как, впрочем, о многих рязанцах, некогда живших в нашем городе.

В 1817 году, "движим будучи особенным усердием к храму Божию, а, не менее имея в виду достойное памяти событие 1812 года, что на сем кладбище многия воины, подвизавшиеся на брани за веру и Отечество погребены, приступил" Ракшинский с дозволения преосвященнейшего Феофилакта (Русанова) в том же 1817 году к сооружению вновь каменной церкви. В 25 саженях от старого места ему было дано разрешение на построение нового каменного храма. На месте же прежнего храма был поставлен каменный столб, который до нашего времени не сохранился.

Ракшинский, "не имея избыточного состояния", пожертвовал на строительство огромную по тем временам сумму в 5000 рублей. Пример был показан замечательный, поэтому не отстали от него и доброхоты, которые собрали 15404 рубля. Можно сказать, что храм строился всем миром, так как и на утварь, и на покупку колоколов, и на содержание причта средства поступали со всей Рязани. "Жители города Рязани убеждены будучи примером его Ракшинского отдавали ему ... векселя и прочие документы для взыскания по ним в пользу церкви денег" - говорилось в доношении Святейшему Синоду. Это и понятно, ведь церковь строили и украшали кладбищенскую, где нашли свой покой родственники многих рязанцев. Да и отдать дань памяти воинам, погибшим в войне с Наполеоном, каждый рязанец считал за честь. Вот и собралась достаточная сумма на строительство храма у кладбища. Со временем возведена была там и часовня.

Уже в 1818 (по некоторым данным в 1820) году был освящен придел во имя Казанской Божией Матери, а в 1823 году - в честь Афанасия Афонского. В одном из архивных документов написано было в 1823 году: "Вся оная церковь по выстройке оказалась соответственная утвержденному бывшим Архиепископом Фиофилактом плану. Крутом всей церкви сделан тротуар... В сию церковь делается иконостас..." В 1822 году к церкви была прибавлена земля в четыре десятины две тысячи сажен, а всего под церковью и кладбищем было в то время шесть десятин, которые состояли в бесспорном ее владении. Главный престол во имя праведного Лазаря был готов и освящен в 1826 году.

В "Рязанских Епархиальных ведомостях" за 1892 год было приведено описание Лазаревской кладбищенской церкви: "... имеет форму удлиненного прямоугольника с алтарным полукружием и с двумя папертями - с южной и с северной сторон, на церкви одна глава. Длина церкви 17, а ширина 5 саженей. Колокольня построена одновременно с нею. Высота ее - около 8 сажень. Церковь разделяется на алтарь, отделенный каменной стеной с тремя пролетами, среднюю часть и трапезу с двумя приделами, отделенную также каменной стеной с пролетом".

"Ведомости" отмечали, что алтарь был "нового устройства". В 1854 году стены в храме были расписаны живописью, что, несомненно, украсило его. Наружный вид так же украшала живопись кругом церкви и в папертях под фронтонами.

В 1918 году, когда стали закрываться церкви, была составлена опись и Лазаревского храма, которая дает нам представление о его благолепии. Украшением внешнего вида была трехъярусная колокольня, находящаяся в одной связи с церковью, на которой было водружено 6 колоколов. Один колокол весом 216 пудов 30 фунтов был отлит 15 декабря 1893 года, о чем свидетельствовала надпись на нем.

Полукруглый алтарь с пятью окнами создавал удивительное неповторимое пространство. В среднем окне было натянуто большое полотно, на котором изображен был Господь наш Иисус Христос. Вообще же в храме было достаточно много дивных икон. И пусть они не были очень древними, но почитаемыми были.

Из церковных предметов особое внимание заслуживал напрестольный крест с частичками мощей преподобных отец, почивающих в Киево-Печерской Лавре, найденный в 1880 году на окне алтаря. На кресте была выбита надпись: "Сей крест построен коштом и старанием капитана Гавриила Иванова сына Хрущева и в нем св. мощи преп. Отец Печерских. 1734 г." Вряд ли, кто помнит теперь об этом кресте, который появился там столь чудесным образом.

Известно, что в этом храме были древние иконы, резные из дерева: Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Господне, изображение 4 ангелов и деревянный крест с распятием. В 1889 году эти предметы были переданы в Рязанскую губернскую ученую архивную комиссию, которая бережно хранила эти святыни.

Одним из настоятелей кладбищенской церкви во имя святого праведного Лазаря был рязанский благочинный протоиерей Петр Дмитриевич Павлов - отец нобелевского лауреата, академика, физиолога Ивана Петровича Павлова. При жизни Ивана Петровича власти не решались закрыть храм, который был душой и сердцем кладбища, где возносилась постоянная молитва о живых и усопших.

В 1918 году Лазаревская церковь была передана группе верующих, которая действовала до 1929 года. В 1922 году из церкви были изъяты ценности для голодающего Поволжья, а в 1924 году злоумышленники, ворвавшись в храм, украли то, что не успели взять новые власти: три креста, три Евангелия, сосуды серебряные и др.

29 марта 1939 года было принято решение о закрытии Лазаревской церкви. Здание было передано кинотресту, для того чтобы кирпич был использован на строительство кинотеатра. Но храм еще долго стоял, охраняя покой усопших. После смерти Ивана Петровича Павлова некому стало заступиться за храм, он был закрыт, а затем разрушен. В 1964 году перед закрытием Лазаревского кладбища горисполком отмечал, что на нем нет помещения для бытовых нужд, имеющиеся здания были заселены жильцами, которые "замусоривали" кладбище. Решением от 1964 и распоряжением от 1968 года облисполком запретил захоронение на Лазаревском кладбище. Постепенно оно стало приходить в запустение.

Сегодня на кладбище опять открыт и действует православный храм во имя святого праведного Лазаря. Налаживается приходская жизнь в храме. Летом 2001 г., накануне Собора Рязанских святых, из Борисо-Глебского собора в Лазаревскую церковь были перенесены мощи святого блаженного Василия (Кадомского). Храм все более благоустраивается.

© 2009 Электронная книга памяти. Инновационный проект кафедры педагогики РГУ имени С.А.Есенина
При поддержке Бесплатный сайт.Biz
Предисловие || Список памяти || Известные рязанцы || Лазаревская церковь || Контакты